» Monster » — Так кто же на самом деле монстр ?

Когда речь заходит об этой картине, снятой Пэтти Дженкинс по собственному оригинальному сценарию в 2003 году, все вспоминают либо режиссёра, заслуженно получившую Independent Spirit Award, либо актёрский прорыв Шарлиз Терон, из безупречно красивой модели и фотомодели преобразившейся в полубезумную опустившуюся проститутку Эйлин Уорнос, отмеченный премиями “Оскар”, “Золотой глобус”, Screen Actors Guild Award и BAFTA. Первой удалось повторить успех лишь почти пятнадцать лет спустя, когда ей доверили Wonder Woman, вторая и поныне продолжает удивлять своим актёрским диапазоном и мастерством перевоплощения.

Сюжет фильма основан на реальной истории второй после Лавинии Фишер женщины-маньяка в США, и с учётом давности событий, связанных с Лавинией (а это начало 19 века), куда более известной. Эйлин Уорнос, безработная проститутка, убила семерых мужчин во Флориде. История прозванной Монстром женщины привлекла Шарлиз Терон, которая искала возможность доказать свой актёрский талант, и самая известная африканская актриса впервые попробовала себя в качестве продюсера. Кроме того, она набрала вес, абсолютно изменила внешность (в ход пошли даже контактные линзы и накладные зубы), обнажив мастерство, в котором ей отказывали. Взять, к примеру, работу, проведённую над походкой, — бывшая балерина умело распорядилась своими навыками, изобразив неуклюжую, грубоватую поступь мужеподобной героини. Или манера разговора. Меньше всего хочется наткнуться на нечто подобное в общественном месте, например, в каком-нибудь кафе, где на просьбу перестать курить бой-баба начинает психовать и швырять стулья. С другой стороны, не совсем понятны заниженные требования мужчин, которые готовы подвезти столь неприятную особу. Или американцам всё равно, куда член совать?

Monster

В этой картине не могло быть места непрофессионализму, особенно с учётом скудного бюджета. Фильм делали истинные фанаты, и это чувствуется. Взять хотя бы роль Винсента Кори, ставшего первой жертвой. Я уже упоминал Ли Тергесена в заметке о No One Lives Рюхея Китамуры, и вновь замечу, что актёр просто великолепно изображает “плохих парней”. Вот и в Monster он не подкачал, Винсент получился по настоящему неприятным персонажем, которого совершенно не жаль. Или участие престарелого Брюса Дерна, английского аристократа, зенит славы которого остался в семидесятых прошлого века (The Great Gatsby, Coming Home, The Driver). Роль Томаса, “единственного друга” Эйлин Уорнос, совсем небольшая, но яркая и искренне сыгранная. Сейчас, десяток лет спустя, старик попал в обойму самого Тарантино (роли в Django Unchained и The Hateful Eight).

Но по-моему, без Кристины Риччи, юной королевы независимого кино и милашки Уэнздей Аддамс из моего детства, буквально накануне выхода Monster взорвавшейся взрослыми ролями в Fear and Loathing in Las Vegas (1998), Sleepy Hollow (1999) и The Man Who Cried (2000), Prozac Nation (2001), ничего бы не получилось. Роль Селби, ставшей роковой страстью уже отчаявшейся и опустившейся на дно Эйлин, не менее значима, а возможно, даже более, ведь, без яркой и искренней Кристины рядом, у Шарлиз могло бы и не получиться. Пэтти Дженкинс превратила эпизод из жизни проститутки, случившийся задолго до того, как та стала убийцей, в трогательную историю обретения мимолётного счастья ценою человеческих жизней, сделала его основным стержнем фильма.

Тем не менее, именно в этом и заключается главная слабость картины. В погоне за признанием Дженкинс создала яркий феминистический памфлет, но слишком сильно изменила реальный материал в угоду своим планам. Истинные мотивы, подтолкнувшие Эйлин Уорнос к убийству клиентов, вовсе не были обусловлены самообороной, или ненавистью к поганым мужикам, которые подтолкнули необразованную девушку к проституции. Фильм же самого начала раскрывает перед зрителем ранимую душу, которая оказалась заложницей собственного желания быть любимой, из-за чего неказистая девчушка, раз за разом сменяя партнёров, и докатилась до жизни у дороги. Судьбоносная для Эйлин встреча в гей-баре, куда она заглянула с желанием пропить последнюю пятёрку баксов, дала ей лишь иллюзию обретённой любви, но и этого хватило для недолгого счастья.

Monster

Кристина Риччи, как известно, очень хотела сыграть Лолиту в 1997 году, но её обошла никому тогда неизвестная Доминик Суэйн. Они были ровесницами, первая имела в своей карьере более десятка фильмов, вторая — лишь один, но фортуна (и продюсеры) оказались к ней более благосклонны. Будучи миниатюрной от природы, Кристина всё же сыграла свою Лолиту (в лице Селби) шесть лет спустя, будучи уже опытной двадцатитрехлетней актрисой. Дуэт с Терон вышел очень убедительным, и стал главной удачей фильма.

И всё же, главный вопрос картины так остался без ответа: так кто же на самом деле монстр, — битая жизнью и в итоге поехавшая Эйлин, нашедшая своё счастье в объятиях нимфетки? юная и глупая Селби, чьи желания жить ярко и весело подтолкнули любовницу на преступления не менее, чем тараканы в голове, а в итоге ещё и предавшая возлюбленную? грязное шовинистическое мужское общество, использующее, а после толкающее слабых на передок девок на панель? органы трудоустройства, не оставляющие опустившимся гражданам права на возврат к нормальной жизни? Слишком на многое замахнулась Пэтти Дженкинс, вот и рассыпалась мозаика… А что поделать, первый блин.

7/10. Несмотря на одни из лучших в истории актёрские работы, фильм не вытягивает сюжетно. Но просмотра, несомненно, достоин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *